Сэм Уолтон «Сделано в Америке. Как я создал Wal-Mart»

Прочитал книгу основателя сети Уолмарт Сэма Уолтона, с 85 по 88 год считавшегося самым богатым человеком Америки, и хочу зафиксировать свои впечатления.

Магазины Уолмарт можно (достаточно грубо) сравнить с сетью «Магнит» — это супермаркеты, начавшие захват Америки с маленьких городов с населением в несколько десятков тысяч человек. История началась с одного-единственного магазина в провинции, а закончилась сетью на несколько стран.

Роль спорта

Уолтон рассказывает, как в детстве увлекался футболом. По его словам, соревновательные виды спорта идеально подходят под характер предпринимательства. Играя в футбол, он всегда старался быть лучшим — и ему это удавалось, так как по его словам, ни в одной официальной игре его команда не допустила поражения.

Ещё сюда же я добавлю про командный фактор некоторых игр. Например, футбол, баскетбол, хоккей — игры одновременно и командные, и соревновательные. В них нужно обыграть другую команду, но для этого важно действовать сообща со своей.

Постоянный рост

Финансовая стратегия Уолтона предполагала постоянный рост. Первый магазин был открыт на привлечённые деньги. Как только пошёл доход и появилась возможность открыть новый — это было тут же сделано. Магазины генерировали доход, поэтому увеличение количества магазинов означало и увеличение денежного потока. История чем-то напоминает ситуацию с Додо-пиццей, которую осознанно держат в минусах по прибыли для более стремительного роста.

Закономерным развитием темы стал выпуск акций и размещение компании на фондовой бирже. Это позволило привлечь ещё больше денег и вырасти ещё.

Мне понравилось это отношение — акцент был сделан не на деньгах, как цели, а на становлении бизнеса. Безусловно, деньги здесь тоже играли важную роль, но скорее они рассматривались как показатель правильности действий.

Сотрудники и клиенты

Пожалуй, самое главное открытие для меня — это политика отношений с сотрудниками компании. Уолтон рассматривал каждого работника как человека, который влиял на итоговый результат всей компании. Итоговый доход складывался из усилий каждого из сотрудников. Поэтому использовалась модель создания заинтересованности каждого работника в увеличении прибыли. Для этого, например, им выдавались акции компании. А директора магазинов получали ещё и процент от прибыли.

Если переносить это на сайты: какой монетизатор будет стараться лучше — тот, который за настройку рекламы на сайте получает фиксированную сумму, или тот, кто получает дельту от доходов до и после? А ведь на итоговый результат — деньги — влияют самые разные специалисты, от авторов статей до руководителей проекта.

Отношение к клиентам тоже отличалось от других магазинов. Руководство сети старалось дать максимум при наименьших ценах. Тут одновременно и демпинговая война с конкурентами, и привлечение клиентов с помощью ассортимента.

Одну из идей книги я уже применил — рост кадров внутри компании. Когда требуется найти нового сотрудника, не следует спешить вывешивать вакансии на карьерных сайтах. Гораздо эффективнее будет поискать среди уже работающих сотрудников человека, кто заинтересован в дальнейшем росте и кому нравится у вас работать. Такие люди — самые ценные. Помогая им развиваться, предоставляя для этого все возможности, в обмен вы тоже получите выгоду: более мотивированную работу, лояльность и дополнительный вес в глазах новых сотрудников.

Вовлечённость в процесс

Ещё один из важных факторов успешного бизнеса — максимальная вовлечённость основателя в весь процесс, на всех этапах. Сэм Уолтон знал о своих магазинах всё. О каждой стороне своего бизнеса. В разное время он сам стоял за прилавком, сам привозил товары, сам ремонтировал магазины, сам договаривался об аренде, сам анализировал финансовые показатели. Финансовый рост при таком подходе — более чем закономерный результат.

Рекомендую книгу к прочтению. Это действительно хорошая история жизни человека, но особенно хорошо она зайдёт вебмастерам, создающим сайты для себя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *